В «Старом доме» научат понимать язык тела

Новая Сибирь, Марина ВЕРЖБИЦКАЯ

 

Международный фестиваль актуального театра «ХАОС», запустивший нынешней осенью предпрограмму «Сезон движения», продолжает показывать и рассказывать истории на языке тела. 19 ноября зрителей ждет сразу два новых проекта, связанных с театром движения. Известный российский антрополог и историк культуры Ирина Сироткина в формате Dance Talk расскажет о прошлом и настоящем современного танца в России, проследив эволюционные процессы за последние сто лет, а московская танцевальная компания «По.В.С.Танцы» поможет увидеть себя птице и вспомнить птицу в себе.

Один из кураторов СЕЗОНА ДВИЖЕНИЯ Андрей Короленко во время зрительского обсуждения спектакля

Организатор «Сезона движения» — новосибирский театр «Старый дом», в креативных недрах которого три года назад зародился международный фестиваль актуального театра «ХАОС». Один из самых многоликих и ищущих форумов региона, не желающий укладывать свои идейные поиски в ложе театрального мейнстрима и вместе тем неизменно сосредоточенный на образовательно-просветительской миссии, случится в следующем календарном году, а нынешней осенью знакомит зрителей с театральными компаниями, которые умеют рассказывать истории на языке тела. С октября по декабрь кураторы «Сезона движения» организуют показы городских движенческих коллективов и привозных спектаклей из разных городов страны и создают реальный прецедент проката спектаклей физического театра в Новосибирске.

 

«В этом сезоне наш фестиваль выходит на пока незнакомую для него территорию физического театра, которая требует других подходов к продвижению спектаклей, поиску аудитории, формулированию тем для дискуссий, лекций, выбору форматов ивентов, а главное, эта сфера требует другой интонации, другой эмоции другой степени деликатности, другого языка описания, анализа и общения между собой, —  рассказывает программный директор фестиваля «ХАОС» Анастасия Москалева. —  Превью-программа стала лично для нас и наших зрителей такой комфортной по ритму дискурсивной школой накануне насыщенной недельной программы 2023 года. Но для нас важно оставаться верными себе. Мы по-прежнему много говорим и размышляем об увиденных спектаклях на фоне истории культуры, эстетики и философии. Это помогает нам подсветить традицию и уникальность хореографического контекста, свойственного Новосибирску и другим регионам».

О прошлом и настоящем современного танца рассказывает известный российский историк культуры и антрополог Ирина Сироткина

Программа «Сезона движения», запланированная на 19 ноября, отвечает всем интенциям кураторов. В 16.00 в кафе театра «Старый дом» пройдет Dance Talk с Ириной Сироткиной «Сто лет современного танца в России». Возрастные рекомендации — «16+», формат — онлайн дискуссия. Dance Talk — новое направление «Сезона движения», включающее встречи с известными теоретиками и историками современного танца. Профессионалы научат неофитов говорить о танце, понимать язык тела, на котором говорят артисты и хореографы на сцене, разбираться в истории и множестве направлений физического театра и в том, как философия танца помогает нам понять собственное тело и время, в которое мы живем. На первой встрече «Сто лет современного танца в России» о прошлом и настоящем современного танца расскажет Ирина Сироткина, известный российский историк культуры и антрополог, лектор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности», автор книг «Свободный танец в России: история и философия», «Шестое чувство авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников», «Танец: опыт понимания» и др.

«“Современный” танец не так уж нов — ему более ста лет, — подчеркивает Ирина Сироткина. — В начале ХХ века танцовщики Лой Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Рудольф Лабан, Мэри Вигман, Марта Грэм и многие другие создали стиль, который впоследствии стали называть “современным”, или “танцем-модерн”. В начале прошлого столетия движение за новый танец, не похожий на классический балет, захватило и Россию. По всей стране появились школы, студии и театры “свободного” танца и “пластики” под руководством Тамары Глебовой, Людмилы Алексеевой, Валерии Цветаевой, сводная сестра известной поэтессы. Лев Лукин основал “Свободный балет”, Касьян Голейзовский – “Камерный балет”. Свои театры танца были у Веры Майя и Инны Чернецкой. Расцвет нового танца, или “раннего модерна”, пришелся на 1920-е годы, а уже в начале 1930-х студии, лишенные господдержки, перестали существовать. О том, что в России был танец-модерн, забыли до начала перестройки. Вторая волна современного танца началась, когда в страну стали приезжать с гастролями западные труппы, а отечественные танцовщики — Николай Огрызков, Александр Кукин и другие — выезжать за рубеж. Интересно, что географически современный танец сперва появился на востоке страны. В 1978 году в Петропавловске-Камчатском Наталья Агульник, изучавшая современный танец в Праге и Лондоне, создала танц-театр “Контрасты”. На следующий год в Перми Евгений Панфилов основал самодеятельный танцевальный ансамбль “Импульс”, а в 1987 году – театр “Эксперимент”. В 1982 году Наталья Фиксель, которая до этого посещала мастер- классы “Американского фестиваля танца”, создала при Новосибирском государственном университете Театр современного танца».

Наблюдения за городскими птицами послужили точкой отсчета для спектакля Я ВОРОНА

После знакомства с вековой историей современного танца в России, поклонников «Сезона движения» ждет встреча с танцевальной компанией «По.В.С.Танцы», созданной в 1999 году группой московских танц-художников. Компания создаёт экспериментальные работы на стыке современного танца, перформанса и постдраматического театра. Отдельная работа может существовать в «чистом» жанре или же совмещать в себе несколько разных направлений, художественных инструментов и приёмов. «В текущий период, который начался в 2014 году, мы делаем то, что мы делаем, ‒ и ничего больше», — так рассказывают о своих художественных проектах творческие лидеры объединения Албертс Альбертс и Александра Конникова.

В рамках «Сезона движения» «По.В.С.Танцы» покажут спектакль «Я ВОРОНА» (18+). История этого спектакля началась с необъяснимого интереса к наблюдению за воронами в парках и дворах, где они часто гуляют парами, но редко позволяют наблюдать за собой с близкого расстояния. Создатели спектакля увидели в их повседневных действиях идеальную хореографию и задумали погрузиться в телесность этих птиц, насколько возможно, глубоко и уважительно. Интерес к воронам подпитывался из самых разных источников — из эзотерических традиций, где вороны выступают мистическими существами, способными пересекать границы разных реальностей, из мифологии, где вечный ворон способен наблюдать возникновение и исчезновение вселенных, из священных текстов индуизма, сказок и мультфильмов. Так и родился спектакль, в котором можно вспомнить в себе птицу, а в птице — себя. Первый и единственный показ в Новосибирске пройдет 19 ноября на сцене театра «Старый дом», начало в 19.00.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА, Евгения ТРЕЙАЛЯ и из архива Ирины Сироткиной