Юлия Щеткова для https://newsib.net/kultura/v-novosibirske-nachinaetsya-sezon-dvizheniya.html
Международный фестиваль актуального театра «ХАОС», планирующий вернуться к зрителям в штатном графике в следующем году, этой осенью решил открыть для себя новое направление и запустить «Сезон движения» — предпрограмму, посвященную физическому театру и театральным компаниям, рассказывающим свои истории на языке тела. Зрители смогут увидеть девять спектаклей, созданные творческими объединениями из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани. Старт «Сезона движения» случится 13 октября.
С момента рождения фестиваль «ХАОС» позиционировал себя как просветительский во всех отношениях кластер, в программах которого всегда найдется место и концептуальному подходу, и инновационным зрелищным формам, и мощному образовательному контенту. В какие только культурологические глубины не заплывали исследователи «ХАОСа». Искали театральность в повседневности и превращали обыденность в театр, внедряли в городскую среду новейшие художественные практики и как добропорядочные реалисты требовали от сцены невозможного, заряжали дискуссионное поле вокруг точек соприкосновения искусства с социальной сущностью окружающего мира и пытались отрефлексировать живой поток времени. Читали лекции, показывали спектакли, запускали проекты, организовывали бар-хоппинги, устраивали перформансы и променады, выпускали собственный продакшн, курировали арт-резиденции, вели дневники, изучали дискурсы пузыря фильтров, верили в эволюцию красоты и строили замки на обском песке.
У наступающего «Сезона движения» новый вектор развития ‒ предпрограмма, по законам жанра точно предчувствующая следующий выпуск «ХАОСа», создает прецедент проката спектаклей физического театра в Новосибирске, объединив показы городских движенческих коллективов и привозных спектаклей из разных городов страны. Заход на пока неведомые новосибирскому зрителю земли кроется не только в желании помочь развернуться до сих пор пребывающему в прокатном и информационно-коммуникационном вакууме направлению (здесь есть команды, способные и желающие работать в области современного танца и театра движения, есть местные хореографы, хорошо известные российскому театральному сообществу, есть замыслы, которые ждут своего воплощения, однако так и не сформировалась зрительская ниша), но и в самой философии движения. Команда «Сезона движения» призывает вглядеться в человека танцующего, ведь когда человек танцует, время истории и пространство социальных условностей исчезает. Когда человек танцует, ему достаточно неба, моря и кого-то близкого по духу. Когда человек танцует, он рассказывает правду о себе и мире. Пока человек танцует, мудрая вселенная продолжает существовать.
«Из всех возможных определений и формулировок мы остановились на словосочетании “театр движения”, которое как объединяет в себе различные сценические и перформативные практики, жанры и формы, так и определяет очень четкое направление: движение есть жизнь, — рассказывает новосибирский режиссер, хореограф, один из кураторов превью-программы «ХАОС. Сезон движения» Андрей Короленко. — Во время программы “ХАОС. Сезон движения” мы хотим познакомить зрителя с новыми именами и вместе разобраться: а что вообще такое театр движения? Как, а, главное, зачем смотреть театр без слов? Чем физический театр похож на привычные формы спектаклей, а чем он от них отличается? Насколько разные существуют подходы к танцу и есть ли принципиальная разница между новосибирской сценой и спектаклями из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани? Мы решили пригласить в Новосибирск одни из самых ярких и самобытных компаний страны и предложить им разделить сцену с местными танцовщиками и хореографами. Среди приглашенных как те, кто стоял у истоков российского современного танца, так и молодые авторы, меняющие актуальный театральный ландшафт и работающие на стыке жанров».
Цели «Сезона движения» по традиции закодированы в визуальном образе фестиваля, специально модифицированном для предпрограммы. В разнонаправленных, почти чертежных линиях минималистичной черно-белой декорации, придуманной петербургским дизайнером Нино Чагалидзе, можно разглядеть схему невидимого танца, который сочиняет некто незримый. И тело этого незримого танцора своим намерением способно в пустоте и хаосе прочертить контуры будущих красивых форм мира.
«В этом сезоне “ХАОС” выходит на пока незнакомую для него территорию физического театра, которая сейчас требует от нас других подходов к продвижению спектаклей, поиску аудитории, формулированию тем для дискуссий, лекций, выбору форматов ивентов, а главное, эта сфера требует другой интонации, другой эмоции другой степени деликатности, другого языка описания, анализа и общения между собой, — подчеркивает программный директор фестиваля «ХАОС» Анастасия Москалева. — Превью-программа станет лично для нас и наших зрителей такой комфортной по ритму дискурсивной школой накануне насыщенной недельной программы 2023 года. Но для нас важно оставаться верными себе. Мы по-прежнему хотели бы много говорить и размышлять об увиденных спектаклях на фоне истории культуры, эстетики и философии. Это поможет нам подсветить традицию и уникальность хореографического контекста, свойственного Новосибирску и другим регионам. А через разговор о танце подсветить характер времени, в котором мы живем».
Предпрограмма, разогревающая любопытство и возможности будущего «ХАОСа», включает в себя три месяца. С октября по декабрь кураторы «Сезона движения» будут знакомить зрителей с театральными компаниями, которые умеют рассказывать истории на языке тела. Всего в проекте заявлено девять спектаклей, созданных танцевальными объединениями из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани.
По отдельности – это череда абсолютно самодостаточных сюжетов. А вместе – полноценная фестивальная афиша, где каждое событие несет нечто новое для города, в котором проходит форум. Так, в день открытия «Сезона движения», 13 октября, будет показано сразу три спектакля ‒ и каждый по-своему реализует эту интенцию. Перформанс «Хрупкое», рассказывающий о том, как жить в уязвимости, пройдет сразу после его премьерных показов в Москве и Санкт-Петербурге. Создательница проекта «Видимое» ‒ танцовщица и хореограф Александра Рудик ‒ впервые выступит в Новосибирске и ответит на вопрос, как в процессе действия у тела появляется возможность сделать выбор, мыслить и быть видящим? А спектакль «Virtual», исследующий проблемы мужественности и маскулинности, и вовсе создается специально для «ХАОСа».
14 октября «Сезон движения» ждет сразу два фестивальных дебюта. Независимый проект из Екатеринбурга «Не ной», созданный для Международного фестиваля современной хореографии «CONTEXT. Diana Vishneva», проработает диапазон мужских душевных состояний и телесных возможностей и найдет место, где скрывается дитя, которое хочет играть с серьезными и опасными вещами. В этот же вечер танцевальная компания «NADOЖДАТЬ» поразмышляет о том, что будет завтра: в мире множественных вариантов мы часто ищем верный, стараясь сохранить целостность жизненного механизма, в котором существуем, но что, если однажды, и без того хрупкая, картина мира в одно мгновение будет нарушена сторонним фактором?
22 октября московский хореограф Татьяна Чижикова в моноспектакле «Ударница» (премия «Золотая маска ‒ 2020» за «Поиск нового художественного языка») переосмыслит женский опыт «пятерочниц» в балете, спорте и на производстве, высвободит яростную энергию и выйдет за пределы себя и жанра. 19 ноября петербургская танцевальная компания «По.В.С.Танцы» в своей работе «Я ВОРОНА» репрезентует повседневные действия праздно шатающихся по городу птиц, как идеальную хореографию, которую можно задумать, выучить и исполнить.
Творческое объединение «Алиф» из Казани отправится в свое «Путешествие» 1 декабря. Перформеру на глазах у зрителей придется прочесть сказку, связаться со своими предками под этническую музыку и через спонтанные телесные импровизации изобрести собственный театральный и танцевальный язык. Завершит предпрограмму «Сезона движения» новосибирская GLYPTIC DANCE COMPANY. В дуэтном спектакле «Исходная точка» танцовщицы обещают вернуться к первоисточнику, который питает и наполняет, исследовать каждое чувство и сделать каждую эмоцию ответом и откровением. После каждого показа кураторы планируют провести встречу авторов спектаклей со зрителями, во время которой у всех желающих будет возможность не только высказать свое мнение об увиденном, но и задать вопросы создателям или подискутировать о возникающих формах и смыслах.