Юрий ТАТАРЕНКО Портал Навигатор
Театральный форум, завершившийся в Новосибирске, выявил сразу несколько новых трендов. Во многих показанных спектаклях мощная литературная основа: Мольер, Толстой, Горький, Достоевский, Платонов, Сорокин, Алексиевич… Обращение к классике требует новых режиссерских решений, и для того, чтобы быть актуальным, театр выбрал форму гротеска.
Еще один тренд, выявленный фестивалем: на подмостки вышел новый демиург – человек в погонах. О вмешательстве силовиков в частную жизнь – спектакли «Занос», «LeТартюф» и даже «Мещане».
Запоминающийся фарс в программе фестиваля «ХАОС» – постановка пьесы Горького в питерскомТЮЗе (режиссер Елизавета Бондарь). Перед зрителями, занявшими места на авансцене театра «Глобус», – 4-комнатная квартира метражом обычной студии. Пол неровный, отчего сразу отчетливо ясно: жизнь в этом доме катится по наклонной. Режиссер предложила артистам «в поисках потерянного рая» необычный способ сценического существования: все действующие лица говорят и двигаются крайне необычно, выглядя то ли заведенными куклами, то ли живыми трупами. Мелодика речи – а-ля Елена Соловей в культовой кинокартине Михалкова «Раба любви».
– Поверили режиссеру легко и сразу, но актерские маски искали долго и трудно, – подчеркнула Анастасия Казакова, исполнительница роли Поли.
Одна из самых любопытных сюжетных линий питерских «Мещан» – дневники для охранника. В отсутствие жильцов дома Бессеменова человек в камуфляже ведет себя как истинный хозяин: валяется на кроватях, берет чужие вещи. Монологи основных героев пьесы, озвученные уже «нормальными, человеческими голосами», записаны на диск. Литературная обработка актерского вербатима – от шеф-драматурга Сергея Давыдова. Разумеется, никакого охранника с рацией у Горького нет. Этого вставного героя придумали вместо антрактов. Рация появилась буквально за два дня до премьеры – и стала главной в мещанском жилище.
Пьеса 1901 года о разрыве связи поколений внутри семьи Бессеменовых очень точно попадает в сегодняшний день, когда система ценностей родителей воспринимается их отпрысками в гаджетами в руках чуть ли не доисторической. На вопрос, возможно ли новое обращение режиссера к текстам классиков, Елизавета Бондарь ответила:
– У моего друга, режиссера Антона Маликова, уже трилогия по Горькому. А я к этому не готова. Для меня Горький в первую очередь сатирик, и задачу раскрыть этот тезис я уже выполнила.
Еще один театр из Санкт-Петербурга, «Приют комедианта», представил камерный мюзикл «Дорогой мистер Смит» в режиссуре Алексея Франдетти, выпустившего в новосибирском «Глобусе» мюзикл «Cabaret» (выиграл три приза на недавнем всероссийском фестивале «Музыкальное сердце театра»). Поющие артисты Павел Левкин и Юлия Дякина разыграли классическую лавстори: любящий добьется своего счастья, преодолев все преграды. Впрочем, жизнь возлюбленной таинственного мистера Смита, начинающей писательницы Джуди, тоже далеко не сахар: потеря родителей, жизнь в приюте, безденежье, отказы издателей…
Алексей Франдетти на обсуждении спектакля сообщил:
– Директору питерского театра я предложил выпустить юморной недорогой спектакль – а на деле вышло совсем не так (улыбается). Выезд в Новосибирск стал для нашего мюзикла первым. Было очень волнительно, тем более что в вашем городе уже идет и еще будут идти мои спектакли. Я договорился с «Красным факелом» о постановке в 2023 году. С главным режиссером театра, Тимофеем Кулябиным, мы вместе учились в РАТИ: я играл в его отрывке по «Дону Жуану» Лепорелло, бегал по крышам. Впереди новая вершина – мюзикл на одну актрису. Он уже написан, это «Расскажи мне в воскресенье» Эндрю Ллойда Уэббера. Мечтаю об этом проекте в России.
Никитинский театр из Воронежа привез «Чернобыльскую молитву». Инсценировка книги Светланы Алексиевич, режиссура – питерца Дмитрия Егорова, поставившего в Новосибирске такие нашумевшие спектакли, как «История города Глупова», «Довлатов. Анекдоты», «Дело», «НЕтрезвая жизнь», «ПослеЗавтра», «Песни о Родине». Красной нитью через спектакль проходит история молодой женщины, проведшей 14 дней в московской больнице рядом с мужем, сотрудником ЧАЭС. Рядом с артистами на сцене – телевизор, по которому показывают документальные фильмы о строителях «светлого будущего», энтузиастов с горящими глазами…
Питерский критик Жанна Зарецкая, посмотревшая всю фестивальную афишу, открыла обсуждение спектакля страстным спичем:
– Этот спектакль затрагивает множество проблем. Любая техника, даже самая безопасная в эксплуатации, может однажды стать причиной гибели множества людей. Что делать в случае техногенной катастрофы? Я живу недалеко от атомной станции в Сосновом бору, и мне хотелось бы знать ответ на этот вопрос. Мой друг, великий клоун Слава Полунин, в дни чернобыльской трагедии был в Киеве. Узнав об аварии, он сразу же побрился налысо, постоянно пил молоко, принимал йод – и спас себя. Но простым людям неизвестны правила выживания. Да и события конца апреля 1986 года до сих пор не осмысленны. Несколько лет назад в Питер приезжала Светлана Алексиевич, она была поражена, как быстро забываются зло и пережитые несчастья.
Член правления Сибирского регионального союза «Чернобыль» Виталий Богиня горячо поблагодарил участников спектакля:
– Огромное вам спасибо за привлечение внимания и к ликвидаторам аварии, и к жертвам катастрофы. Словно на машине времени вернулся на 35 лет назад, когда специалисты «Сибакадемстроя» семь месяцев летали закрывать саркофаг на реакторе. А годом раньше, в 1985-м, три дня тушили пожар в ИЯФ… Тема самопожертвования сегодня мало кем затрагивается, к сожалению.
Московский Театр на Бронной стал участником «ХАОСА» со спектаклем «Бесы Достоевского», поставленным Константином Богомоловым по культовому роману русского классика. На главные роли режиссер пригласил известных актеров Никиту Ефремова и Александру Ребенок.
Новосибирская журналистка Наталья Дмитриева отмечает:
– Не нужно ждать от «Бесов» тотального погружения в философские мрачные глубины, где зритель получит ответы на вопросы «о слезинке ребёнка» и «как земля носит чудищ вроде Ставрогина». Это скорее сатирический дайджест российского бытования, насыщенный ироническими пасхалками, которые легко считываются коллективным архетипом «КВН». Жена Ставрогина, запертая в роскоши Барвихи, скучает и начинает петь под ником Мария Хромая. Мать Ставрогина открывает благотворительный фонд «Варвара». Сам Ставрогин перекроен в женщину в результате пластической операции. Богомолов никого не щадит.
Если спектакли Богомолова, Муравицкого, Квятковского, Бондарь стали для новосибирских театралов инъекциями эпатажа, то в целом фестиваль «ХАОС» не без основания можно считать двухнедельным курсом реабилитации – после сильнейшего летнего недомогания на почве тотального релакса.
Аналитичность фестивалю придали лекции Ники Пархомовской «Социальный театр: вчера, сегодня, завтра», Дмитрия Петрова «Поставщики впечатлений», Алены Карась «Современный театр в контексте биополитики» и Марины Давыдовой «Европейский театр – от артистов к акторам», а также исследовательская конференция «Практики актуального театра и кураторства» с докладами Кристины Матвиенко, Юлии Чуриловой, Петра Жеребцова и других культуртрегеров.
Ранее о фестивале «ХАОС» и некоторых спектаклях мы рассказывали здесь.