Поставил его Артём Томилов, бывший омский актёр и режиссёр, уже много лет работающий в Санкт-Петербурге. Автофикшн — это, грубо говоря, повествование о самом себе, в случае «Артёма Томилова» — это рассказ о его переезде в Питер, о том, как он любит «Пятый театр», о детстве в 90-х, о семье и т. п. Обо всём этом и многом другом по ролям читают актёры — получается что-то вроде читки на разные голоса монолога, который мог бы произнести и сам Артём. Показалось, что это отстранение от своего текста мало что даёт — он не становится разнообразнее, глубже, многограннее. По ходу читки всё время всплывают ассоциации с моноспектаклями Евгения Гришковца — но у того (по крайней мере в ранний период) всё это было изобретательнее, интересней, точнее.
А здесь — стёрто, невыразительно, с обилием штампов и новояза приверженцев «новой этики». Ну и для режиссёра, который активно топит за эту самую новую искренность и против государственных институций, как-то немного странно ставить с такой помпой (о процессе постановки даже был снят документальный фильм) спектакль именно в государственном театре. Стоит добавить, что и сам жанр повествования о себе придуман давным-давно — Августин, Руссо, всех не перечесть.
Гораздо разнообразнее и интереснее оказался партиципаторный спектакль (так обозначен в афише) «Дальше» Дмитрия Гомзякова, поставленный в Томском ТЮЗе. Это, по сути, тоже перформанс, в котором четверо актёров рассказывают о себе — о своих переживаниях, страхах, надеждах, ожиданиях, желаниях. В перформансе были предусмотрены, как можно понять, какие-то технические трюки, но видео не запустилось, и актёрам (по крайней мере одному) пришлось произносить свой текст вживую — перформансу это пошло только на пользу, из технических эффектов осталась только светящаяся бегущая строка — записи из телеграм-канала Дмитрия. И вот в этом случае всё сложилось — и искренность артистов-перформеров, и самоирония вопросов к самому себе в бегущей строке, и близость зрителей с трёх сторон сценической площади (перформанс показывался в «Подземке»).
Всё вместе сыграло в плюс — доверие и причастность зрителей, в финале бравших микрофон, чтобы сказать что-то о себе с ритуальным словом «дальше», были очевидны, не имитация.
Наконец, в этом же тренде и перформанс Марины Давыдовой «Умаление мира», поставленный на казанской театральной площадке MOÑ — малоформатное, но щедрое на смыслы действо для четырёх перформеров о языке, в котором мы живём (а мы живём, по словам одного философа, в доме языка). В начале, как известно, было Слово, и Давыдова (театральный критик и режиссёр журнала «Театр») ставит во главу своего перформанса именно Слово — начиная с азов, с азбуки. Эту азбуку, букву за буквой, перформеры поют, протанцовывают и рисуют, буквально: Аз, Буки, Веди, Добро... И так далее, до конца...
В три четверти часа уложился краткий курс исторических изменений русской азбуки, от Кирилла и Мефодия и глаголицы до сегодняшних дней, через Мандельштама и изменение лексики, от древнерусской до революционной вплоть до сегодняшнего вокабуляра. При этом нашлось время и для интерактива — сначала зрители пишут по одному самому важному слову, а потом, после составления сегодняшнего словаря, трём добровольцам приходится, постепенно сокращая слова в словарях, оставить три самых главных.
Остались «добро», «человек» и «мама». Обычно, по словам слегка удивлённой Давыдовой, обязательно оставалась «любовь».
Любовь, надо надеяться, осталась, хоть и бессловесно. А ещё мне этот перформанс показался уместным напоминанием сегодняшнему театру, всё больше бессловесному, о важности слова.
Подводя черту под этими нехитрыми соображениями о прошедшем фестивале, хочется сделать какой-нибудь глубокомысленный вывод, на который намекает название этих заметок. Название, если что, отсылает к известной книге химика Ильи Пригожина и философа Изабеллы Стенгерс. Это книга, в своё время вызвавшая немалый резонанс, — о неравновесных процессах в открытых системах, химических и не только. Сильно огрубляя и экстраполируя на социум, можно сделать вывод, что мы живём в нелинейном, множественном, неоднозначном, неустойчивом, неравновесном и способном к усложнению мире.
Вот примерно такой театр, такую открытую систему нам и показывает «Хаос». Что, в общем, утешительно — потому что окончательный порядок бывает, согласно народной мудрости, только на кладбище.