Новосибирский «Старый Дом» покажет «Контрольные отпечатки» на пяти площадках

«Контрольные отпечатки: фестиваль современной театральной документальной фотографии для молодых» — проект, состоящий из нескольких этапов. До начала октября «Старый Дом» проводил отбор участников, которые были приглашены в театр и с 19 по 26 октября снимали «самые яркие спектакли репертуара, закулисье, репетиции и будни сотрудников театра». Результатом их работы стал масштабный выставочный проект — каждый из 10 фотографов-участников создал собственную экспозицию.

 

Куратор проекта Анна Галеева рассказывает: «Выбирая площадки для выставки, нам прежде всего хотелось охватить разную целевую аудиторию — по возрасту и интересам. Нам важно, чтобы зритель, который редко бывает в театре или совсем в него не ходит, увидев фотографии авторов, заинтересовался и пришёл. Все десять серий получились разными. Я надеюсь, что представленные в пространствах выставки фотографии возродят качественно новый интерес к театру как к формации, представляющей все виды культур, и непременно привлекут нового зрителя».

 

 

Работа Дианы Токмаковой из проекта «Контрольные отпечатки» © пресс-служба театра «Старый Дом»

 

Сегодня, 30 ноября, открылась первая из десяти мини-выставок — в «Старом Доме» можно будет увидеть проект новосибирского фотографа Катерины Шрамко «Я, Пульчинелла». 9 монохромных портретных коллажей отражают взгляд автора на недавнюю премьеру Андрея Прикотенко, спектакль «Пульчинелла», — зрительский и художнический.

 

Ещё четыре выставки с сегодняшнего дня доступны для посещения в здании минкульта Новосибирской области. На снимках, составивших эту часть «Контрольных отпечатков», также можно увидеть моменты жизни «Пульчинеллы». Новосибирский фотограф Валерий Костриков запечатлел «Жизнь замечательных ролей»: «На кадрах, акцентирующих внимание на нюансах образов, многочисленные Пульчинеллы словно становятся героями фильма, а спектакль превращается в настоящий блокбастер», — рассказывают организаторы. Репортажный фотограф из Бердска Алексей Гриценко сфокусировал внимание на «Пульчинелле за кулисами», предлагая непривычный для зрителя взгляд на спектакль: «Монохромные фотографии концентрируют внимание на фрагментарном освещении, а герои предстают в ракурсах „сзади“ и „сбоку“», — сказано в описании. Фотограф из Красноярска Дарья Корнейчик показала «Цикл жизни Пульчинелл» — «восемь авторских фотографий, заключённых в золото рамки». Организаторы поясняют: «Тёплый и приятный жёлтый, заменяющий в стандартном монохроме белый цвет, акцентирует внимание на эмоциональных состояниях актёров-Пульчинелл и подчёркивает роль пантомимы в спектакле». А новосибирский фотограф Валентина Борновалова предлагает зрителям увидеть «Одну итерацию» (итерация — повторяющееся действие). Шесть кадров серии показывают основные этапы жизни спектакля: «Подготовка, репетиция, прогон, показ, благодарность и поклон — из этих шагов состоит спектакль вне зависимости от темы и её подачи».

 

 

Работа Виля Равилова из проекта «Контрольные отпечатки» © пресс-служба театра «Старый Дом»

 

Кроме того, сегодня открылась шестая выставка «Контрольных отпечатков» — в кофейне Brewsell можно увидеть восемь фотографий Влады Трифоновой из Новосибирска, составивших серию «Субъект и отражение». В этой работе объектом исследования стал другой спектакль Андрея Прикотенко — «Идиот». Четыре пары снимков позволяют осмыслить возможности, которые даёт сопоставление: «Основными методами работы с визуальным материалом стали отражение и искажение, — сказано в описании. — Влада предлагает зрителям размышление о том, насколько любое восприятие зависит от субъекта, как ракурс, время и условия восприятия влияют на конечный образ».

 

Завтра, 1 декабря, ещё две выставки откроются в пространстве Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН. Серия Татьяны Титовой из Новосибирска «UNO», состоящая из 11 портретных фотографий, показывает участников спектакля Эдуарда Шахова «Зулейха открывает глаза». «Герои, выхваченные цветным освещением, словно выходят из фона, становятся видимыми и объёмными, — говорится в описании проекта. — Очевидно, что в момент съёмки они находятся в диалоге, однако их собеседник остаётся за кадром». А в серии «Здесь был Нильс» из 13 монохромных фотографий и одного цветного снимка, созданной Дианой Токмаковой из Новокузнецка, запечатлён процесс ввода новых актёров в спектакль Галины Ждановой «Путешествие Нильса с дикими гусями». Репетиции в театральном кафе и реквизит постановки создают в фотосерии своё «путешествие», которое «совершается от актёров к Нильсу — артисты прокладывают себе путь от проработки ролей до непосредственного взаимодействия во время показа».

 

 

Работа Александра Лизратова из проекта «Контрольные отпечатки» © соцсети Анны Галеевой

 

Наконец, 2 декабря в пространстве «Арт Ель» откроются ещё две выставки. Проект прокопьевского фотохудожника Виля Равилова «Двойная экспозиция жизни» рассматривает эмоциональное состояние участников и персонажей «Анны Карениной» Андрея Прикотенко (напомним, у спектакля четыре номинации на «Золотую Маску — 2023»). Работа фотографа построена на двух «приёмах воздействия мультиэкспозиции на зрителя» (мультиэкспозиция — объединение нескольких кадров в один): «Первый — это репликация действий одного героя для привлечения более пристального внимания к фазам этого движения, — рассказывают организаторы. — Второй приём — наложение и совмещение двух героев в едином пространстве кадра, благодаря чему диалог на сцене становится средой, объединяющей персонажей». А фотограф из Барнаула Александр Лизратов предлагает, вероятно, самый необычный среди «Контрольных отпечатков» взгляд на «Старый Дом» — «Театральный натюрморт». «В фестивальной серии — шесть чёрно-белых кадров, создающих фактуру среды, — говорится в описании. — Натюрморты Александра не лишены движения, они хранят тепло оставленных людьми предметов. Автор словно портретирует человека, но исключает его из кадра. Всё, что остается у зрителя, — вещдоки его присутствия. Перед созерцающим стоит интересная задача — представить того, кто сидит и работает в этом пространстве, воссоздать портрет актора повседневного процесса».