Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области
Наталия Дмитриева
13 октября на площадке театра «Старый дом» и других театральных сценах стартует кураторская превью-программа Международного фестиваля актуального театра «ХАОС. Сезон движения», который посвящён пластическому языку тела и пройдёт в 2023 году. Зритель увидит девять спектаклей, созданных танцевальными компаниями и творческими объединениями из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. О том, как нам всем сегодня нужна поддержка и почему мы будем искать её в теле, — наш разговор с программным директором фестиваля Анастасией Москалёвой.
— До основной программы фестиваля ещё целый год, а превью-программа уже готова «станцеваться» на городских площадках. Сибиряки настолько суровы, что на разогрев потребуется год?
— На это есть три причины. Во-первых, театр танца и движения для нас — новая территория, и нам нужно почувствовать, как меняется аудитория. Проверить, подходят ли привычные форматы обсуждений, лекций, подкастов и тем. Понять, как нам нужно перестроить своё мышление, чтобы диалог между театром и зрителями случился и чтобы он стал своевременным, нужным и важным человеческим и эстетическим откровением. И мы безумно благодарны хореографам и танцорам, которые уже этой осенью поддержат нас в создании «Сезона движения» и дадут нам опыт и вдохновение для 2023 года. Вторая причина — нам хочется как можно скорее показать новосибирскому зрителю уникальные российские коллективы и проекты, которые говорят на языке танца и движения. Третья — сегодня, в этом историческом моменте, людям особенно нужен позитивный и терапевтический опыт. Для многих искусство — это один из способов заземлиться. И мы хотим сделать всё, чтобы поддержать людей.
— Получается, что превью-программа — это такие «подготовительные курсы»?
— Да, можно и так сказать. Это поиск языка для максимально свободного коллективного творчества всей команды фестиваля, включая участников. Это подготовка зрителя: сегодня мы предлагаем ему одно-два события в месяц, чтобы уже осенью 2023 года он смог смотреть и осмыслять по несколько спектаклей и ивентов в день. Нужно дать возможность зрителю тоже сформулировать свои вопросы к тому, чем занимается физический театр, почувствовать, какую интеллектуальную, духовную, социальную и психологическую жажду этот театр может утолить. Поэтому превью — важный этап для всех.
— Почему команда «ХАОСа» решила исследовать пространство физического тела? Насколько это сегодня актуально?
— Театр движения — это особый и самодостаточный мир, взаимодействовать с которым очень хочется научиться. Как найти слова, чтобы описать то, что говорит с нами на языке тела? Это крутая задача. Её, конечно, решали до нас, но нам хочется сегодня о ней поговорить в контексте истории танцевальных спектаклей в России. В Новосибирске и в других регионах было много уникальных проектов — театр «Вампитер», фестиваль Sibaltera, гастроли театра Derevo. Мы вспомним опыт драматических театров, которые в какой-то момент перешли на язык танца и движения. Режиссёров, которые в своих спектаклях используют танцевальную медитацию, когда им не хватает человеческой речи для актуального высказывания. Мы хотим понять: какую историю человечеству все эти столетия рассказывал танец? Что ещё осталось не расшифрованным? Есть ли связь между исторической эпохой и танцующим телом на сцене? Насколько сильно человеческое тело в эпохи потрясений? Сейчас мы все нуждаемся в ответах на эти вопросы. Опыт тела, движения, танца — это тот опыт, который всегда оставался с человеком, опыт, который невозможно отнять и который всегда спасал. Нам всем нужна сейчас опора и поддержка. Я надеюсь, что «Сезон движения» поможет сохранить человечность, способность мыслить и чувствовать, веру в искусство и даст силы для движения и жизни.
— Есть ли в Новосибирске театральное движение, разговаривающие со зрителем на языке тела? Стали мы чувствовать своё тело?
— Андрей Короленко и его единомышленники — это важное явление в контексте танцевального движения в городе. Ребята работают в любом формате — от профессиональных тренингов до тёплых ламповых вечеринок. Я вообще восхищаюсь его энергией и верой в то, что он делает, как он через дело своей жизни выражает себя и помогает другим пережить особенный опыт диалога с телом. Есть танцевальная компания Glyptic, которая занимается не только созданием своих спектаклей и перформансов, но и обучающими курсами и мастер-классами для всех желающих, в том числе для профессионалов. И они организуют вокруг себя хорошую среду с кинопоказами, обсуждениями, выставками, приглашением интересных людей. Плюс в городе есть танцевальные школы и комьюнити, балетные фитнес-направления со своей средой и вечеринками. Люди сейчас стали осознаннее и внимательнее вглядываться в своё тело. Не просто развивают его в спортзалах, но и учатся через него говорить с миром и собой.
— Можно ли прогнозировать, что в ближайшее время язык тела будет более востребованным, чем обычная драматургия?
— Мне кажется, что тело было востребовано в театре всегда. Но при этом вряд ли оно способно, да и вообще желает заместить или затмить собой вербальный театр — это идеально дополняющие друг друга реальности. Искусство — это всегда Вавилон, оно только умножает количество и сложность языков, на которых можно говорить со зрителями.