С 30 ноября по 3 декабря в Новосибирске пройдет фестиваль документальной театральной фотографии «Контрольные отпечатки». В пяти арт-пространствах города будет представлено 10 выставок молодых театральных фотографов из 6 городов Сибирского федерального округа. Участники стали победителями предшествующего фестивалю конкурса и запечатлели в 150 кадрах все разнообразие жизни современного театра — спектакли, репетиции и будни закулисья. Презентация проекта «Контрольные отпечатки» и открытие первой выставочной серии «Я, Пульчинелла» новосибирского фотографа Катерины Шрамко пройдет 30 ноября в 16.00 в кафе театра «Старый дом».
Театральная фотография — необходимый компонент функционирования и развития современного сценического искусства. Проект «Контрольные отпечатки», реализация которого стала возможна благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, проводится с целью создания единого пространства коммуникации между молодыми фотографами, театральными деятелями и зрителями, интересующимися жанром документальной съемки. Организаторами проекта являются Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом» и региональная общественная культурно-просветительская организация «Культурные перспективы».
Проект «Контрольные отпечатки» распределен на три этапа. На первом этапе организаторы объявили open-call и пригласили молодых российских фотографов и фотохудожников принять участие в конкурсе документальной театральной фотографии. За две недели соискатели прислали более 60 заявок, 10 из которых одержали победу. На втором этапе победители «Контрольных отпечатков» посвятили свое время работе в театре «Старый дом», где сначала прошли очную образовательную сессию под руководством кураторов проекта и мастеров современной фотографии (провели мастер-классы и прочли лекции известные в Сибири и далеко за ее пределами практикующие фотографы — Евгений Иванов, Анна Маслова, Виктор Дмитриев,
Фрол Подлесный — и артист театра «Старый дом» Тимофей Мамлин, два года назад успешно заявивший о себе как театральный фотограф и фотохроникер театра), а затем применили полученные знания на практике. В объектив лидеров «Контрольных отпечатков» попали шесть репертуарных спектаклей театра («Идиот», «Анна Каренина», «Зулейха открывает глаза», «Пульчинелла», «Остановка, «Путешествие Нильса с дикими гусями»), репетиции и закулисная жизнь труппы. Третий этап проекта посвящен непосредственно проведению фестиваля, в рамках которого с 30 ноября по 3 декабря будет представлено 10 групповых и персональных выставок на 5 площадках Новосибирска и созданию уникального электронного фотоархива, куда войдут все материалы, созданные в ходе реализации проекта «Контрольные отпечатки».
«Современную театральную жизнь невозможно представить без работы фотографа, — рассказывает руководитель проекта «Контрольные отпечатки» Оксана Ефременко. — Мы очень зависим от того контента, который предлагает нам фотограф, ведь, в сущности, выход на широкую аудиторию происходит благодаря использующемуся в рекламной кампании визуальному материалу, то есть фотографиям. Мы проводим много мероприятий — выпускаем спектакли, реализуем проекты, организуем выставки, придумываем события — и постоянно сталкиваемся с тем, что в городе нет новой генерации театральных фотографов. Есть мастера, с которыми мы постоянно сотрудничаем, и порой, когда даты пересекаются, театры Новосибирска просто “разрывают” их на части. Поэтому мы решили сделать большой проект, ориентированный на весь Сибирский федеральный округ, и пригласили к участию молодых фотографов, которым было бы интересно получить новый опыт. Благодаря грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы смогли не только провести большую заявочную кампанию, но и собрать победителей на очную сессию и практическую работу. Участники проекта снимали спектакли, устраивали фотосессии с артистами, пробовали себя в различных фотографических жанрах и охотно экспериментировали. Результатом проделанной работы станет, во-первых, фестиваль. Он пройдет на разных по функционалу городских площадках и откроет творчество участников разным аудиториям посетителей. Во-вторых, мы подготовим доступный для всех цифровой архив, где фотографии, как и на выставках, будут представлены в виде серий со своей афишей, аннотацией, набором кадров и смыслов. Таким образом мы не только откроем новые для театральной фотографии имена, но и получим отличный контент, который будем использовать в своих рекламных кампаниях. Рекламные носители с работами победителей конкурса “Контрольные отпечатки” уже сейчас можно увидеть в общественных помещениях и на улицах города».
«Контрольные отпечатки: фестиваль современной театральной документальной фотографии для молодых» — это десять персональных фотографических выставок, объединенных в проекты на пяти площадках Новосибирска: в стенах театра «Старый дом», Министерства культуры Новосибирской области и ГПНТБ СО РАН, в творческом пространстве «Арт Ель» и камерном интерьере кофейни Brewsell. Все выставки будут доступны к просмотру бесплатно с 30 ноября и до конца декабря 2022 по режиму работы каждой из площадок. Презентация проекта и запуск первой выставочной серии «Я, Пульчинелла» новосибирского фотографа Катерины Шрамко пройдет 30 ноября в 16.00 в кафе театра «Старый дом», о спектаклях которого рассказывают визуальным языком все без исключения фестивальные работы.
«Выбирая площадки для выставки, нам прежде всего хотелось охватить разную целевую аудиторию — по возрасту и интересам, — подчеркивает куратор проекта «Контрольные отпечатки» Анна Галеева. — Нам важно, чтобы зритель, который редко бывает в театре или вообще в него не ходит, увидев фотографии авторов, заинтересовался и пришел. Все десять серий получились разными. Конечно, по доброй традиции большинство фотографов избрали монохром и горизонталь кадра. Больше всего итоговых серий посвящено первой премьере этого сезона — спектаклю «Пульчинелла». Все эти серии размещены в Министерстве культуры Новосибирской области. Благодаря оффлайн-практике в театре и работе с составлением серий, в итоговом материале получилось отразить не только документацию самого спектакля, но и показать процессы, скрытые от глаз зрителя. Я надеюсь, что представленные в пространствах выставки фотографии возродят качественно новый интерес к театру, как к формации, представляющей все виды культур, и непременно привлекут нового зрителя. Я также надеюсь, что участники проекта продолжат развивать направление театральной фотографии в регионе и смогут увидеть результаты своего труда в формате экспозиции».
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ «КОНТРОЛЬНЫЕ ОТПЕЧАТКИ»
30 ноября
Театр «Старый дом» / Большевистская, 45
Катерина Шрамко «Я, Пульчинелла».
В фотопроекте «Я, Пульчинелла», составленном из 9 монохромных портретных фотоколлажей, Катерина Шрамко ставит перед собой две магистральные задачи. Первая — догадаться, кто есть кто среди многочисленных Пульчинелл одноименного спектакля новосибирского театра «Старый дом». Этот игровой процесс догадки удерживает внимание автора не только как фотографа, но и как зрителя. Вторая задача — сконструировать уникальный портрет идентифицированного актера или актрисы. Для этого Катерина использует метод гиперувеличения цветного снимка и создает пиксельный портрет каждого Пульчинеллы. В этом сопоставлении монохромного и цветного, близкого и дальнего, узнанного и таинственного и кроется авторская реакция на спектакль театра.
Катерина Шрамко (Новосибирск) пришла в портретную фотографию в 2016 году. В своих фотопроектах она работает на стыке психологии и фотографии, исследуя спектр человеческих эмоций и лица своих героев. Работы фотограф публикует под говорящим тегом #ялюбуюсьчеловеком. Отражение гуманизации в фотографии — одно из главных направлений для автора, поэтому Катерина уделяет большое внимание социальным темам.
30 ноября
Министерство культуры Новосибирской области / Спартака, 11
Валентина Борновалова «Одна итерация».
«Одна итерация» Валентины Борноваловой (Новосибирск) — камерная серия из шести кадров, иллюстрирующих основные этапы жизни спектакля. Подготовка, репетиция, прогон, показ, благодарность и поклон — из этих шагов состоит спектакль вне зависимости от темы и ее подачи. Итерация — повторяющееся действие. В своей серии автор говорит о том, что составляющие фазы каждой из театральных итераций — естественная структура, которая сохраняет традиции и определяет формат работы для всех участников процесса.
Валентина Борновалова (Новосибирск) работает в разных жанрах фотографии, но любит репортажную съемку, где фотограф одновременно должен находиться внутри события и наблюдать за ним со стороны. Автор часто работает в креативных командах с большими проектами, организует и проводит образовательные форматы, связанные с фотосъемкой, и активно участвует в фотоконкурсах и фестивалях.
Василий Костриков «Жизнь замечательных ролей».
«Жизнь замечательных ролей» Василия Кострикова — серия фотоснимков спектакля «Пульчинелла», выстроенная на эффектах восприятия цвета, света и фактуры. На кадрах, акцентирующих внимание на нюансах образов, многочисленные Пульчинеллы словно становятся героями фильма, а спектакль превращается в настоящий блокбастер. Автор не включает в кадр всю сцену и особенно трепетно документирует составляющие образа — элементы костюмов и реквизит. Главной средой в кадре становится дымка, мягко подсвеченная боковыми прожекторами.
Василий Костриков (Новосибирск) работает в жанре кинематографической и портретной фотографии с 2017 года. Начинал со съёмок репетиционного процесса и спектаклей в театральных студиях Новосибирска. Каждая фотография для автора — индивидуальная история человека, пространства и времени.
Алексей Гриценко «Пульчинелла за кулисами».
Проект Алексея Гриценко «Пульчинелла за кулисами» дает возможность увидеть спектакль из-за кулис. Монохромные фотографии концентрируют внимание на фрагментарном освещении, а герои предстают в ракурсах «сзади» и «сбоку». Автор предлагает непривычное для зрителей представление образов. Помимо обратных ракурсов в серии есть фактурные кадры с масками и костюмными атрибутами. Нюанс, точечный свет и затерявшийся среди архитектуры пространства герой кадра — отличительные особенности этой серии.
Алексей Гриценко (Бердск) — репортажный фотограф. Профессионально занимается фотографией четыре года. Снимает различные мероприятия, ценит творческий подход, сочетает документальную и художественную формы в своих снимках. Считает, что удачный репортаж — это не сухая фотофиксация, а в первую очередь интересный авторский взгляд на событие.
Дарья Корнейчик «Цикл жизни Пульчинелл».
Серия Дарьи Корнейчик «Цикл жизни Пульчинелл» представляет восемь авторских фотографий, заключенных в золото рамки. Теплый и приятный желтый, заменяющий в стандартном монохроме белый цветн, акцентирует внимание на эмоциональных состояниях актеров-Пульчинелл и подчеркивает роль пантомимы в спектакле. Разворачиваясь от практически пустого кадра и наполняясь событиями и героями, серия предстает как поле вопросов и ответов и вступает в диалог со зрителем. Раскадровка, выполненная автором, напоминает о съемке на пленку и показах на диапроекторах. Она согревает ретроспективностью, воссозданной в современной цифровой печати.
Дарья Корнейчик (Красноярск) — начинающий фотограф. Отдает предпочтение репортажной съемке, поскольку именно этот жанр помогает фиксировать настоящие и неповторимые моменты жизни. Фотография для автора — способ мышления и реакция на происходящее.
1 декабря
ГПНТБ СО РАН / Восход, 15
Татьяна Титова «UNO».
В серии «UNO» Татьяны Титовой представлена портретная документация актёров спектакля «Зулейха открывает глаза». На 11 фотографиях герои, выхваченные цветным освещением, словно выходят из фона, становятся видимыми и объемными. Очевидно, что в момент съемки они находятся в диалоге, однако, их собеседник остается за кадром. Автор строит композицию на взаимосвязи поворота головы и рук героев, взгляды и жесты — то, на что фотограф сознательно обращает внимание зрителей.
Татьяна Титова (Новосибирск) — студентка и фотограф. С 15 лет исследует фотографию как один из способов погружения в природу человека, поэтому основная тема ее работ — люди и их истории.
Диана Токмакова «Нильс».
«Здесь был Нильс» Дианы Токмаковой — фотографическая серия, посвященная детскому спектаклю «Путешествие Нильса с дикими гусями». 13 монохромных кадров и 1 венчающий цветной представляют этапы путешествия участников спектакля на сцену. Диана снимала процесс ввода новых актеров — репетиции в театральном кафе, а еще с особенным интересом задокументировала реквизит постановки — гусей и малыша-Нильса. Автор любит силуэт и внимателен к пластике фигур. Ритм движений актеров, схваченный фотографом в кадре во время репетиций, находит отражение в оформлении сцены. Если в постановке Нильс – злой и капризный мальчишка, превращенный за свое плохое поведение в крошечного человечка, начинает большое путешествие вместе со стаей диких гусей, то в фотосерии Дианы Токмаковой путешествие совершается от актеров к Нильсу — артисты прокладывают себе путь от проработки ролей до непосредственного взаимодействия во время показа.
Диана Токмакова (Новокузнецк) — начинающий театральный фотограф. Работает на базе Новокузнецкого драматического театра. Постоянная работа в театре дает возможность пробовать себя в разных жанрах фотографии — от студийной съемки до репортажной. Любовь к театру и к фотографии соединяются на снимках и дают возможность показать зрителю то, что скрыто.
1 декабря
Кофейня Brewsell / Коммунистическая, 34
Влада Трифонова «Субъект и отражение».
Открытие в рамках Всероссийской недели молодой фотографии 2022
«Субъект и отражение» — серия Влады Трифоновой, составленная из восьми фотографий, которые в свою очередь разбиты на четыре пары. Материалом для фото послужил спектакль «Идиот» театра «Старый дом», где точками отсчета для автора послужили отношения героев и их проявление через вызов, буквальные и относительные отражения судеб, эмоций и сюжетов. Основными методами работы с визуальным материалом стали отражение и искажение. Влада предлагает зрителям размышление о том, насколько любое восприятие зависит от субъекта, как ракурс, время и условия восприятия влияют на конечный образ. Исследуя фотографические пары серии, зрители смогут увидеть метод сопоставлений в действии.
Влада Трифонова (Новосибирск) — фотограф, член Союза фотохудожников России, выпускница фотошколы Анны Масловой и фотомастерской Антона Уницына. Влада участвовала в коллективных фотовыставках в России и Италии. Визуальный язык автора сочетает в себе простоту природной красоты человека и художественные приёмы для придания сюжету глубины и выделения главного в кадре. Автор снимает в стилях портретной, концептуальной, пикториальной и travel-фотографии.
2 декабря
АРТ ЕЛЬ / Романова, 23
Виль Равилов. «Двойная экспозиция жизни».
В фотопроекте «Двойная экспозиция жизни» Виль Равилов обращается к исследованию изменчивости эмоциональных состояний героев спектакля «Анна Каренина». В проекте из восьми кадров, собранных в единую фотографическую группу, представлены два приема воздействия мультиэкспозиции на зрителя. Первый — это репликация действий одного героя для привлечения более пристального внимания к фазам этого движения. Второй прием — наложение и совмещение двух героев в едином пространстве кадра, благодаря чему диалог на сцене становится средой, объединяющей персонажей. В совокупности оба приема отчасти разрушают привычное пространство кадра, мистифицируют фотографическую плоскость, а погружающий черный, практически доведенный до полного монохрома фон помогает домыслить другие фазы и жесты героев.
Виль Равилов (Прокопьевск) — известный молодой фотохудожник, получивший профессиональное образование на легендарном Фотофакультете имени Ю. А. Гальперина и в Школе современной фотографии «Докдокдок». За свой творческий путь Виль стал финалистом фотоконкурсов «Молодые фотографы России» (2020), Makers of Siberia Photo Prize (2021), «Фотосоюз. Единство» и других профессиональных конкурсов. В фокусе интересов автора – социальные проблемы современного российского общества, жизнь человека в российской провинции и закрытых сообществах.
Александр Лизратов «Театральный натюрморт».
Фотопроект «Театральный натюрморт» притягивает зрительское внимание к предметам, которые образуют мир, оставшийся за кадром открытого театрального производства. В фестивальной серии — шесть черно-белых кадров, создающих фактуру среды. Натюрморты Александра не лишены движения, они хранят тепло оставленных людьми предметов. Автор словно портретирует человека, но исключает его из кадра. Все, что остается у зрителя — вещдоки его присутствия. Перед созерцающим стоит интересная задача — представить того, кто сидит и работает в этом пространстве, воссоздать портрет актора повседневного процесса.Александр Лизратов (Барнаул) в своей фотографической практике уделяет особое внимание процессу документации, интересуется историей фотографии и часто избирает монохромную фотографию. За плечами фотохудожника: курс «История фотографии, Picasso school, онлайн-школы истории искусств (2022), видеокурс «Реалистичная ретушь» от Журнала PhotoCASA (2022), а также курс по монтажу и постпродакшну от Владислава Сабатовского (2021). Работая в Алтайском институте развития образования, Александр совмещает свой талант репортажного фотографа с методами цифровой подачи контента. Основное направление творчества — демонстрация через фотографию жизни и деятельности людей в ее различных проявлениях
Матерал предоставлен ГАУК НСО НДТ «Старый дом»