В конференции “Практики актуального театра и кураторство” участвовали люди с разных кураторских полюсов: кто-то руководит театром или театральным центром, и почти автоматически переложил на себя эту функцию, кто-то создает отдельные театральные проекты в государственной и негосударственной институции или вовсе без нее, кто-то наблюдает за кураторством со стороны и пытается осмыслить его историю и значение.
Спикерами выступили:
- Юлия Чурилова «Продюсирование театральных проектов в региональном контексте»
- Александрина Шаклеева «Место встречи: эстетика обыденного в современном театре»
- Артем Томилов «Зачем мы это делаем? И как это делать? — два вопроса для жизни и смерти»
- Кристина Матвиенко «Конъюнктуры и повестки как материал для спектакля»
- Антон Алексеев «К вопросам открытости. Опыт кураторства в государственном театре»
- Мария Бейлина, Антон Флеров «Кураторство как способ эффективного менеджмента институции [спойлер — утопия]»
- Петр Жеребцов «Структуры сонастройки — программирование фестиваля “48 Часов Новосибирск”»
❯ Модераторы: Оксана Ефременко, Анастасия Москалева, Олег Циплаков
Запись всей конференции есть в доступе на YouTube-канале театра “Старый дом”
Прикрепляем ссылку и несколько тезисов для наших читателей:
- Много производится художественного продукта, который занимается рефлексией прошлого.
- Как театры оценивают возможности друг друга - сколько “Золотых масок”. Мы уже 20 лет делаем спектакли, чтобы ездить на “Золотую маску”.
- Мне часто мешает совмещение кураторства и продюсирования.
- При взаимодействии институции и независимых кураторов есть предварительное ощущение того, что кураторы относятся к институции как к чему-то мертвому.
- Фигура куратора находится в процессе самовыражения или нет?
- Если говорить о дихотомии куратор/продюсер в театральной сфере, то в гос. театре этой разницы почти нет. На фестивалях разведение функционала все-таки происходит.
- Есть ли смысл делать что-то для 80 человек?
- Куратор должен стать коммуникатором между потребностями художника и зрителя.
- Большие проекты создают множественные связи, но часто очень зыбкие.
- Нам нужна ротация - мы не должны воспроизводить Россию своим фестивалем.
- Задача куратора - выстроить ненасильственные отношения внутри институции.
- Куратор - человек, который ищет напряжение между ресурсами и задачами, и пытается его преодолеть
- Недостаток ресурсов - самый эффективный способ поменять содержание
- Кураторы - инструмент пиара
- Островский написал программу для Малого театра и мог бы стать его куратором
- Сулержицкий настаивал на сопряжении творчества с трудом и постоянно чекал привилегии
- Театр полезен только тому, кто им занимается.
- Позиция означает стиль, стиль означает позицию
- Извиняюсь за rантовский нравственный императив
- Три причины заниматься творчеством: страсть, попытка менять мир, а что я ещё буду делать, я больше не умею.