Фестиваль «Контрольные отпечатки»: сложные и прекрасные отношения фотографии с театром

Новосибирский «Старый дом» на месяц превратился в густонаселенное выставочное пространство, в абрисах которого царствуют кадры из спектаклей, застывшие моменты репетиции и портреты артистов. Секрет этого превращения прост: с 30 ноября и до конца календарного года в стенах драматического театра проводится фестиваль документальной театральной фотографии «Контрольные отпечатки». Стартовав с главной локации, уже через день проект продолжит свое шествие по трем другим площадкам города. Всего же будет представлено 10 выставочных сессий, созданных молодыми театральными фотографами из шести городов Сибирского федерального округа.

 


Участники фестиваля «Контрольные отпечатки» в арт-пространстве театра «Старый дом», где представлена выставочная серия «Я, Пульчинелла» новосибирского фотографа Катерины Шрамко

Театральная фотография — необходимый компонент функционирования и развития современного сценического искусства. Проект «Контрольные отпечатки», реализация которого стала возможна благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, проводится с целью создания единого пространства коммуникации между молодыми фотографами, театральными деятелями и зрителями, интересующимися жанром документальной съемки. Организаторами проекта являются Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом» и региональная общественная культурно-просветительская организация «Культурные перспективы».

 

Проект «Контрольные отпечатки», аналогов которому в России нет, распределен на три этапа. На первом этапе организаторы объявили open-call и пригласили молодых российских фотографов и фотохудожников принять участие в конкурсе документальной театральной фотографии. На втором — десять победителей погрузились в бурную театральную жизнь и запечатлели все разнообразие жизни современного театра — спектакли, репетиции и будни закулисья. А в финале собрали лучшее из лучшего в 150 кадров и десять персональных фотографических серий, которые найдут своего зрителя на самых разных площадках города — от театра и галереи до библиотеки и кофейни. О том, для чего создавался фестиваль «Контрольные отпечатки», подводных камнях театральной фотографии и прагматике в интервью «Новой Сибири» рассказывает руководитель проекта Оксана Ефременко:

 

 

— Почему театр «Старый дом» вдруг занялся современной театральной фотографией?

 

— Современную театральную жизнь невозможно представить без работы фотографа. Мы очень зависим от того контента, который предлагает нам фотограф, ведь, в сущности, выход на широкую аудиторию происходит благодаря использующемуся в рекламной кампании визуальному материалу, то есть фотографиям. Мы проводим много мероприятий — выпускаем спектакли, реализуем проекты, организуем выставки, придумываем события — и постоянно сталкиваемся с тем, что в городе нет новой генерации театральных фотографов. Есть мастера, с которыми мы постоянно сотрудничаем, и порой, когда даты пересекаются, театры Новосибирска просто “разрывают” их на части. Поэтому мы решили сделать большой проект, ориентированный на весь Сибирский федеральный округ, и пригласили к участию молодых фотографов, которым было бы интересно получить новый опыт.

 

— Как это технически было организовано?

 

— Сначала мы провели большую заявочную компанию, в которой приняли участие более 60 фотографов – и это, несмотря на довольно сжатые сроки приема анкет. Затем экспертный совет предшествовавшего фестивалю конкурса отобрал 10 участников из разных городов. И благодаря грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы смогли собрать победителей на очную сессию и практическую работу. Участники проекта снимали спектакли, устраивали фотосессии с артистами, пробовали себя в различных фотографических жанрах, охотно экспериментировали и, конечно, стали слушателями лекций и мастер-классов от ведущих фотографов Сибири и специалистов театра «Старый дом».

 


Актер театра «Старый дом» и фотограф Тимофей Мамлин рассказывает о своем уникальном опыте съемок спектакля изнутри

— Каким темам была посвящена образовательная программа?

 

— Театральная фотография — это специальная история, которая требует особого подхода, начиная с отношения актеров и режиссеров к тому, как их работы будут представлены в визуальном плане, и заканчивая техническими характеристиками. Например, категорически нельзя, чтобы во время спектакля щелкала камера. Нужно понимать, как отразится на фото специфический театральный свет, как будет представлено живое драматическое действие в статичном кадре и так далее. Множество составляющих и подводных камней, о которых рассказали действующие новосибирские фотографы с огромным опытом взаимодействия с театром — Виктор Дмитриев и Евгений Иванов. О тонком искусстве создавать актерские портреты и делать выразительные кадры рассказала Анна Маслова — признанный мастер художественной фотографии. Известный красноярский фотограф Фрол Подлесный провел воркшоп, в ходе которого разобрал материалы, созданные участниками в первые дни проекта. Артист театра «Старый дом» Тимофей Мамлин, зарекомендовавший себя как перспективный театральный фотограф, поделился опытом съёмки репетиционного процесса спектаклей изнутри. Полученные знания участники нашего фестиваля тут же применяли на практике, когда снимали шесть репертуарных спектаклей театра «Старый дом». Получился самый настоящий метод погружения.

 


Съемки репетиций спектакля «Зулейха открывает глаза» в рамках практической программы фестиваля

— Что вы получили на выходе из стадии погружения?

 

— Результатом проделанной работы стал, во-первых, сам фестиваль. Он пройдет на разных по функционалу городских площадках и откроет творчество участников разным аудиториям посетителей. Фотографические серии будут представлены не только в стенах «Старого дома», но также в холлах ГПНТБ СО РАН, творческом пространстве «Арт Ель» и камерном интерьере кофейни Brewsell. Во-вторых, мы подготовим доступный для всех цифровой архив, где фотографии, как и на выставках, будут представлены в виде серий со своей афишей, аннотацией, набором кадров и смыслов — такова задумка куратора проекта «Контрольные отпечатки» Анны Галеевой. Таким образом мы не только откроем новые для театральной фотографии имена, но и получим отличный контент, который будем использовать в своих рекламных кампаниях. Рекламные носители с работами победителей конкурса «Контрольные отпечатки» уже сейчас можно увидеть в общественных помещениях и на улицах города.

 

— Выставочные серии уже смонтированы и начали свою публичную жизнь. Вы довольны результатом?

 

— Перед нами стояла задача собрать в одном проекте тех людей, которые представляют театр на первых подступах к зрителю и, по-моему, у них получились классные фотографические серии. Если бы я была зрителем, то обязательно побежала бы на все представленные на этих кадрах спектакли. Мне нравится, как на этих фотографиях показаны не только спектакли, но и артисты — за каждым портретом видна человеческая суть, которую не всегда возможно разглядеть за персонажем. Все серии без исключения авторские. Театр стал поводом для личного художественного высказывания фотографов. Мы, как будто пустили круги по воде, и в нашем пространстве оказывается все больше и больше людей. Я благодарю всех участников и надеюсь, что мы продолжим сотрудничество. Мы очень хотим, чтобы нашим спектакли снимали талантливые фотографы и показывали их потенциальным зрителям. Вот такая у нас прагматическая цель.

 


Фотограф Василий Костриков и его выставочная серия «Жизнь замечательных ролей»: именно с этих фотографий начинается путешествие зрителей по локациям фестиваля

— Как вы полагаете, многие ли участники фестиваля захотят остаться в театральном поле?

 

— Мы знаем множеством примеров того, как люди других профессий, попадают в театр и потом не могут из него «сбежать». В символическом смысле театр — такая воронка, которая втягивает творческих людей. Им всегда интересно вступать в сложные и напряженные отношения с театром. Конечно, у всех сложится по-разному, но уже сейчас видно, как трепетно относятся наши участники к театру. Фотограф — очень востребованная профессия. Для кого-то это проект станет просто опытом, но опытом нестандартным, сложным, может быть, даже незабываемым: ведь он заставляет по-другому относиться к происходящему вокруг и к себе самому как к человеку, который через техническое устройство создает новую реальность внутри фотографии.

 

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Ксении ЗЮЗИНОЙ, Анны ГАЛЕЕВОЙ, Виктора ДМИТРИЕВА и Дианы ТОКМАКОВОЙ